Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Черняев как построить дом под себя. Проектирование дома по саженям


Продолжаю свой рассказ. Я уже упомянула, что краеугольным камнем любого сооружения, будь то помещение, имевшее духовное значение, или дом, предназначенный для проживания, был ЧЕЛОВЕК, сооружение строилось соразмерным его антропометрическим характеристикам. Почему? Антропометрические характеристики любого человека точнейшим образом отражают его энергетическое устройство: действительным стержнем, опорой формы является отнюдь не позвоночник или сухожильно-связочный аппарат, а система энергетических центров, энергетически питающая форму и структурирующая ее отдельные органы и клетки в единое, взаимодополняющее, согласованное во всех своих частях, целое. Все центры связаны между собой в единую энергетическую систему. Пока не возникли препоны свободному току энергии из источника, внешнего по отношению к плотной форме, - форма работает безупречно. Любые формические отклонения - результат нарушения энергетической проводимости. Последняя стадия данного нарушения приводит человека к моменту потери ориентации во времени и пространстве, которое принято называть смертью. Ток энергии прекращается, энергетические центры гаснут, начинается распад клеток - уходит то, что держало их вместе и организовывало в единое целое.

Различаются следующие основные энергетические центры (идем снизу вверх):

1 - Исток;

2 - Зарод;

3 - Живот (Хара);

4 - Ярло;

Область подмышечных впадин: 5 - Лада; 6 - Лель;

7 - Устье (Горло);

8 - Чело;

9 - Родник;

10 - Светоч.

Родник и Светоч находятся за пределами плотной формы, Родник - над тем местом, где у человека при рождении находился родничок, Светоч - над макушкой, над тем местом, где спиралью растут волосы на затылке. Оба центра находятся над головой на расстоянии 3% от роста человека. Их излучение создает ореол вокруг головы, и именно его изображают художники в виде нимба.

Количество энергетических центров человека не только не ограничивается перечисленными, оно просто не имеет ограничений, так как любой человек, как величина, способен к безграничному развитию и выходу на все новые и новые уровни взаимодействия с собой, со своими же более тонкими энергетическими частями.

Упомяну еще один центр - тот самый, которого касается человек, поднимая руку вверх - РА, это о нем - РА-дость, радость - достать до РА.

Таким образом, пропорционирование по определенным элементам формы в действительности наиточнейшим образом отражает пропорционирование по энергетическим центрам, чакрам.

И, наконец, - чью форму брали зодчие за эталон при строительстве. В зависимости от назначения сооружения это был духовный вождь - волхв, или витязь - великий воин, или глава рода, семьи - но всегда! - мужчина .

В этом проявлялось высочайшее понимание нашими предками разного, но взаимодополняющего предназначения мужчины и женщины.

Хотелось бы заметить, что само воплощение человека в этой жизни как мужчины или как женщины не случайно, а является его свободным выбором, причем выбирается именно та форма, которая необходима на данном этапе для более динамичного роста понимания себя, то есть в прошлой жизни пол человека мог быть иным, чем в этом воплощении. Таким образом накапливается бесценный личный субъективный опыт, служащий основой для осознания условности деления на мужское и женское начало, выхода из-под данной зависимости и обретения взгляда на себя как на величину, включающую мужское и женское как части Целого.

Мужчина по своей энергетической сути является состоянием стержневым, определяющим, ведущим, проявляющим новые точки зрения и понимания, женщина - состояние преломляющее, ведомое, оформляющее, наполняющее. Глубочайшим пониманием наших предков было то, что как мужчину с детства обучали искусству вести за собой и отвечать за тех, кого ведешь, так и женщину обучали следовать и всеми силами поддерживать того, кто ведет. И на первом, и на втором пути можно достичь высочайших высот и стать выдающимся Мастером, а можно остаться ремесленником, бездарно прожигающим время своей жизни. В те далекие от нас времена и мужчины, и женщины самой системой жизненного уклада ставились в условия, в которых они могли извлечь наибольшую пользу для своего развития, выполняя без отклонения задачи, поставленные перед ними жизнью.

Мы живем в период скрытого матриархата, в период, когда женщина возложила на себя не свойственные ее природе функции, что чрезвычайно разрушающе действует как на саму женщину, так и вызывает огромное количество отклонений и диссонансов в окружающей действительности. При этом самым сильным желанием женщины зачастую является желание подчиниться, найти того, кто ведет, то есть перейти, в конце концов, в естественное свое состояние.

А теперь поставим в центре листа бумаги точку О - ноль, начало всех начал. Из этой точки исходят 12 лучей, первый - вертикально, каждый следующий повернут относительно предыдущего на 30 градусов. Если двигаться против часовой стрелки, справа налево, 12 лучей составят полный цикл, оборот в 360 градусов. В точке О разместим Мерного ангела, напомним его основные размеры: от основания шеи или линии плеч до земли - малая сажень - OB = 142,41 см; размах рук - народная или маховая сажень - OF = 176,00 см; расстояние до кончиков пальцев поднятой руки - казенная сажень - OP = 217,52 см. На первом, втором, третьем лучах слева и первом луче справа отметим величины известных саженей и построим участки спиралей - ABCD - для саженей первой группы; EFGHI - для саженей второй группы; NPQRS - для саженей третьей группы. По этому же алгоритму, используя таблицу 2, достроим спирали до одного полного оборота, то есть от полусаженей меньшой, египетской и Пилецкого (отрезки OU, OV и OW соответственно) до этих же саженей. Теперь продолжим построение спирали второй группы - JKLM. Отметим точку T, где ОТ - городовая сажень, равная удвоенной малой сажени.

Рисунок показывает точнейшее соответствие прохождения спиралей саженей и расположения энергетических центров человека.

Спираль третьей группы проходит через центры Живот и РА; спираль второй группы проходит через Исток и Светоч; спираль первой группы проходит через Устье (Горло). То есть мы опять видим, что структуропостроение человеческой формы строжайший образом определяется законами, отраженными в Золотой системе саженей.

Используя наглядность рисунка, разберем некоторые соотношения внутри системы, а также ответим на вопрос: Сколько саженей использовали зодчие Древней Руси в своем вдохновенном творчестве? Поверьте, ответ будет неожиданным. Для тех, кого заинтересовала тема моего рассказа, я предлагаю сделать остановку и, полистав работы А. Ф. Черняева и А. Чернова, ответить на этот вопрос самим. Поразмышляйте, не спешите, решение этой задачи доставит Вам немалое удовольствие. Действительно, А. А. Пилецкий и А. Ф. Черняев говорят об использовании 15 саженей, А. Чернов находит 12, а Б. А. Рыбаков говорит о шести саженях. На обломе мерила новгородского зодчего их присутствует 15, значит, вот он, ответ?

Приступая к поискам ответа на наш вопрос, процитируем геометрический принцип построения саженей, более полувека назад предложенный Б. А. Рыбаковым. Суть его в том, что существуют тройки саженей, относящиеся друг к другу как сторона квадрата (единица), его диагональ (корень из двойки) и диагональ полуквадрата (корень из пятерки, деленный на два).


Рис. Квадрат с диагоналями

Это утверждение Б. А. Рыбакова подтверждается опубликованной им серией «вавилонов» - рисунков средневековых архитекторов, на которых изображены вписанные друг в друга квадраты и прямоугольники.

Действительно, рассматривая рисунок Мерного ангела, мы установили, что ABCD - квадрат со стороной, равной народной, или маховой, сажени.

Диагональ квадрата ABCD со стороной a, равной народной сажени, будет по теореме Пифагора равна √ 2 х a = 248,90 см

Мы установили также, что диагональ, идущая от стоп мерного ангела в левый верхний угол квадрата ABCD, то есть диагональ полуквадрата, дает нам выражение а х √ 5 / 2 = 88 х 2,236 = 196,77 см, что с точностью до 0,4% соответствует величине царской сажени.

Если за А 2 i обозначить народную сажень, то √ 2 х 176,00 есть элемент таблицы, отстоящий от народной на шесть шагов вправо, то есть

А 2( i +6) = √ 2 х А 2 i .

На рисунке это отрезок OL = √ 2 х OF .

Соответственно нахождение царской сажени описывается соотношением

А 2( i +2) = 6 √2 х А 2 i = Фи 6 /16 х А 2 i,

то есть царская сажень отстоит от народной на 2 шага вправо, а на рисунке ей соответствует отрезок OH.

Покажем в таблице 3 исходную сажень и две сажени, производные от нее.

Таблица 3

Совершенно понятно, что аналогичные построения можно выполнить для всех остальных известных саженей, и для каждой из них получить еще две производные от нее сажени. То, что этот зодчие использовали этот способ, наглядно показывают их дошедшие до нас рисунки, опубликованные Е. А. Рыбаковым.

В общем виде имеем следующие соотношения:

А k ( i +6) = √ 2 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число;

А k ( i +2) = 6 √2 х А ki = Фи 6 /16 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число.

Покажем наглядно, что получилось. Зеленым показаны те элементы, в которых производная сажень от известной совпадает с уже известной. С городовой саженью не будем производить никаких действий, так как она есть удвоенная малая, то есть процесс множественности от малой сажени.

Таблица 4

Следующая весьма интересная тема - это аршин и трехаршинная или полуторная сажень.

Слово «аршин» имеет своим корнем «арш», что означает «определяющая мера». Через понятие «аршин» проявляется еще одно из важнейших свойств Золотой системы саженей.

Заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля.

АРШИН - ...четыре четверти (пяди), по четыре вершка...; треть сажени; длина всей руки от плеча; вольный шаг человека, ... 0,711 метра.

Итак, аршин определяет «зону досягаемости» - все то, что находится на расстоянии вытянутой руки или одного шага. Символично, не правда, ли? И каждый из нас живет по своему аршину, а не по чужому - «всяк на свой аршин мерит», то есть соразмеряет с собой, со своим внутренним энергетическим устройством, выбирает то, что именно ему созвучно - единственно верный процесс.

И сейчас, располагая предметы на своем рабочем столе так, чтобы мне было удобно работать и легко до них дотянуться, я пользуюсь своим аршином.

В аршине четыре пяди, шестнадцать вершков, он составляет треть сажени и равен 0,711 м.

Ну, вот так - 0,711 м и ни сантиметром меньше или больше? В такой «зоне досягаемости» мне пришлось бы тянуться изо всех сил, а длиннорукой и длинноногой спутнице моей будет тесно - у нас разность аршинов налицо - ее шаг, мои чуть ли не полтора...

Обратимся еще к одному общедоступному источнику, Интернет содержит большое количество подобного рода справочных таблиц:

Но почему аршин треть сажени? Сажень на три части не делится, только раздвоение или удвоение - вот алгоритм образования саженей и их элементов. Но зачем обязательно делить? Разве не может одна сажень включать в себя три элемента другой сажени с достаточной степенью точности? Конечно, может. В аршине 16 вершков, это значит, что аршин - полусажень, половина от какой-то сажени - ведь в сажени 32 вершка. Значит, сажень, образовавшая аршин, - 2 х 71,12 см = 142,41 см, - это малая сажень, отклонение исчезающе мало - 0,17 см. Тогда три аршина - 213,36 см - это сажень, которая в полтора раза больше малой сажени.

А. Ф. Черняев в книге «Золото Древней Руси» писал, что зодчие в своей работе использовали не только одинарные сажени:

«В процессе разбивки использовались не только одинарные сажени, но и полуторные, сдвоенные и 2,5-длины. Сдвоенными чаще всего становились меньшая, малая, простая и кладочная. Наиболее известна сдвоенная малая длиной 2,848 м, имеющая собственное название — городовая.»

Посмотрим в нашу таблицу - полуторная, трехаршинная сажень от малой - это седьмой элемент вправо от нее.

Таблица 5

Запишем проявленную зависимость в общем виде:

А k ( i +7) = 3 х А ki / 2= 1,5 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число.

Покажем, как мы уже делали, в таблице саженей основные сажени и их трехаршинные соответствия.

Таблица 6

Сопоставляя Таблицу 4 и Таблицу 6, формируем таблицу 7.

Наглядно видим, что использую простые, общеизвестные , и потому дошедшие до нас соотношения, зодчие Руси получали и использовали в своей работе как 14 базовых саженей, так и другие сажени Золотой системы, получаемые из базовых или совершенно точно, или с очень высокой степенью точности.

Таблица 7

Но остался один последний элемент - 12-ый в первой группе, своей притягательной белизной говорящий, что целостная картина нами еще не получена.

Золотая система саженей содержит в себе бесчисленное количество связей одного элемента с другим и с другими. То, что открылось мне - это малая капля, и, рассказывая вам о некоторых взаимозависимостях и взаимодополнениях, которые смогла увидеть я, искренне надеюсь, что мой рассказ заинтересует и вас, и вместе мы сможем увидеть больше и яснее.

Семичастность, заложенная в Золотую систему саженей, не являлась до сих пор знанием общедоступным, а совсем напротив, относилась к знаниям сакральным, сокрытым, хранимым и охраняемым. Но кто же взял на себя право делить знания на доступные всем и, так сказать, знания личного пользования ? И с какой целью?

Итак, Семичастность.

Число 7 - число Истины. Христианство и здесь проявилось свойственным ему образом, совершенно голословно заявив, что 7 - это число Христа. Это подход любого лжеца и вора - если ложь многократно размножить письменно и повторить миллионы раз устно - найдутся те, которые поверят просто потому, что они это часто слышали или об этом много раз читали.

Сейчас я буду цитировать А. Ф. Черняева. Я не сомневаюсь в искренности его высказываний, но придерживаюсь иной точки зрения на суть числа 7. И еще важное с моей точки зрения дополнение - А. Ф. Черняев, говоря о строительстве храмовых сооружений, подразумевает строительство христианских церквей. Мне близка иная точка зрения - о том, что множество этих великих творений строилось совершенно с другой целью: как помощь людям для выхода в более высокие энерго-информационные слои, то есть как энергетические аккумуляторы для перехода из взаимодействия с планетарным объемом Земли к взаимодействию с объемом Космического Единства Материи. Эти сооружения были просто захвачены христианской церковью после насильственной и кровавой христианизации Руси и специальным образом перепрограммированы - перенастроены под задачи завоевателя. Чтобы мысль моя была более понятна, кратко поясню, что современную хронологию с ее так называемым «тысячелетием крещения Руси» считаю сознательной фальсификацией и ложью, как и всю современную «историю».

Но это совсем другая тема... Поэтому, сделав лишь необходимые пояснения, определившие разность взглядов в объеме общей темы, перехожу к книге «Золото Древней Руси».

«...Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер», он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, ... кратную золотому числу (Фи).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной», а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга».

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» ...

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Здесь следует отметить, что важность (или значимость) объектов в древности подчеркивали двойным, тройным и даже большим совмещением соизмеримых инструментов, используемых для замера одного и того же параметра (то есть высоты, длины или ширины объекта)».

Обратимся также к статье «Золото небесного счета». В статье А. Ф. Черняев отвечает на вопросы журналиста С. Каленикина. Я позволила себе исправить неточную формулировку журналиста, выделив курсивом этот фрагмент.

— ...Проясним: что прежде всего учитывалось при строительстве? Использовались ли древними мастерами при сооружении объектов какие-то особые принципы?

— Разумеется, И их было немало. Так, если мы сейчас все что угодно возводим от земли, то в прошлом, наоборот, любое сооружение строилось с высоты. От Бога! То есть прежде всего зодчий выяснял высоту, которая определялась от верха креста. А только потом задавались ширина и длина. Причем сакральный объект по высоте имел два размера: один — мирской, а другой — скрытый, сакральный.

— То есть одна и та же высота замерялась дважды разными саженями?

— Да, но при мирском варианте (для мирян) учитывалось четное количество каких-то саженей. ... А сакральная высота подразумевала стремление к Богу. И такая высота должна была иметь нечетное количество саженей, но при этом их кратность равнялась семи! Особенно важным для мастеров было отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений. Скажем, церковь является храмом Божьим — храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило Церкви. А мерило всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Семь — число Христа, священное, сакральное число. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех, и потаенные, кратные семи. Однако не посвященные в суть таинства христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности, как не замечали, что церковь имела не менее семи саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церковью Параскевы Пятницы в Новгороде, даже крупные нынешние архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.

— Можете ли вы для ясности дать какие-то пояснения? В цифрах

— При рассмотрении плана церкви Параскевы Пятницы выясняется, что ее длина равна 21,1 метра, или 12 саженей народных (по 1,76 м), а ширина — 18,1 метра, или 12 саженей простых (по 1,508 м). Эта информация указана в любом справочнике по древнерусской архитектуре. Но вот оказывается, что в длину укладывается также 14 саженей простых (семь сдвоенных саженей по 1,508 х 2), а в ширину семь саженей больших 2,587 х 7 . Как видите, и здесь сакральность. И снова «Всемер». Вот и получается, что планы церквей с самого начала в потаенной форме содержали определенную мистерию сакральных чисел.

И не только церковь Параскевы Пятницы, но также, скажем, Великая Печерская церковь в Киеве, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Спаса-на-Нередице в Новгороде возведены с учетом саженной системы «Всемера» А. А Пилецкого. Стало быть, она была широко распространена по всей Руси...»

Итак, примером задан алгоритм:

2110 см =12 х 176,00 см = 14 х 150,87 см или 2 (6 х 176,00 см) = 2 (7 х 150,87 см) - это длина в примере.

Для ширины в примере: 1810 см = 12 х 150,87 см = 7 х 258,67 см= 14 (258,67 см / 2),

то есть 2 (6 х 150,87 см) = 2 (7 х 129,34 см), где 129,34 см - полусажень большая.

Возьмем для полноты картины еще 2 сажени:

казенную сажень 217,52 см: 6 х 217,52 см = 7 х 186,47 см;

и меньшую сажень 134,42 см:

6 х 134,42 см = 7 х 115,21 см, где 115,21 см - полусажень греческая.

Этот алгоритм можно назвать «переходом 6 элементов в 7». Покажем в таблице 8 элементы этого перехода.

Для элементов 3 и 2 групп этот алгоритм выражен соотношением:

6 х А k i = 7 х А ( k -1)(i+1) , где k = 3, 2 и i - любое натуральное число.

6 х А 1 i = 7 х А 3(i-10) , где i - любое натуральное число.

Таблица 8

Кроме семичастного «перехода 6 элементов в 7» в Золотой системе саженей проявляется еще один семичастный переход - «переход 8 элементов в 7».

Возьмем снова несколько саженей:

казенную сажень 217,52 см: 8 х 217,52 см = 1 740,16 см = 7 х 248,90 см;

народную сажень 176,00 см: 8 х 176,00 см = 1 408,00 см = 7 х 201,39 см;

малую сажень 142,41 см: 8 х 142,41 см = 1 139,28 см = 7 х 162,95 см.

Для элементов 3 и 2 групп этот алгоритм имеем соотношение:

8 х А ki = 7 х А ( k -1)(i+6) , при k = 3, 2 и i - любое натуральное число .

Для элементов 1 группы имеем соотношение:

8 х А 1 i = 7 х А 3(i-5 ) , где i - любое натуральное число.

Таблица 9

В чем сакральный смысл 7? В чем суть семичастности, проявленной в Золотой системе саженей? Через семичастность проявляется Единство трех спиралей, взаимная связь их элементов. Иными словами семичастность соединяет три в Триединство. В этом суть числа 7 - оно проявляет Единство всего сущего.

Теперь о последнем элементе нашей таблицы - 12-ом в первой группе. Существование 11-ого элемента 2 группы 296,00 см программирует, определяет и проявляет по закону семичастности существование взаимосвязанного с ним и взаимодополняющего его элемента - 12-ого в 1 группе.

Один не существует без другого: 6 х 296,00 см = 7 х 253,74 см.

Таблица 10

И вот ответ: зодчие Руси в своем творчестве свободно владели всем бесчисленным, то есть бесконечным, набором Золотых саженей и их элементов, выбирая для своих творений те их них, которым был соразмерен тот, для кого они творили.

Золотая система саженей использовалась не только зодчими, но всеми Мастерами Руси: по ней пахали и строили, ткали, шили и ковали, по ней изготавливался топор лесоруба, соха земледельца и меч воина. По ней шили кафтаны и рубахи, поэтому они никогда не сидели как «кафтан с чужого плеча». Каждый человек был Мастером, проявляющим через плоды своего труда чувство соразмерности, Единства с миром, в котором он жил, привнося в общее согласованное звучание Мира и Вселенной свою взаимодополняющую мелодию.

Осознанный процесс разрушения системы соизмерений, проявлявшей в каждом действии человека и каждом предмете, им сотворенным, его соразмерность , созвучие миру, в котором он воплотился, начался через выдергивание из Золотой системы саженей одного элемента и абсолютизацию его через придание ему только измерительных качеств. Делалось это насильно, через законодательное давление на людей, через уничтожение и запрещение крамольных «других» аршинов, кроме разрешенного, под лживыми лозунгами прогресса, просвещения, развития.

Что значит поговорка «Кафтан с чужого плеча»? Это кафтан для другого человека, не для тебя, потому что он сшит по другому аршину. На введении единого аршина возникла пословица: «На аршине унести (обмерять) грешно, а на ножницах Бог велел (в кройке)». О чем разговор? Теперь покупая материал, человек пользовался чужим, навязанным ему аршином, и материал всегда покупался с излишком , чем пользовались портные.

Жить по чужому аршину - значит потерять свою систему соразмерности Миру, мерить не своей мерой, все время не попадать, перемерять, примеряться и промахиваться...

В понимании наших предков Мера - это соразмерность, а не измерение. Разрушение Золотой системы саженей отняло у человека его соразмерность себе и Миру, заменив насильно соразмерность измерением, сравнением.

Соразмерность - это проявление чувства Единства, чувства Изначального. Измерение - сравнение с неким эталоном, к которому ТЫ НЕ ИМЕЕШЬ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ - кто из нас чувствует свое отношение к метру? Как ты сегодня чувствуешь метр? - даже вопрос странен. Измерение - это умственный процесс, каждое измерение-сравнение, которое человек совершает в своей жизни, увеличивает в нем площадь его ума и ущемляет объем чувствования. Ума палата - палата мер и весов. Разрушение Золотой системы саженей поставило человека в условия, в которых он начал жить по уму, а не по своему изначальному чувству.

На сегодня я прощаюсь с Вами. До новых встреч!




Русские сажени, это взаимосвязанный комплекс, по сравнению с метрической системой мер, обладает особой, подвижной функцией. Их главное назначение - встроить образ проекции Земли, в пропорции проектируемого здания или сооружения с тем, чтобы можно было бы, затем само здание или сооружение, встраивать Золотосечёнными пропорциями в энергетические потоки Планеты Земля и всей Вселенной. Это главное назначение Русских саженей, по сути означает создание центров Космической связи с энергетическими потоками Вселенной. И потому это главное назначение свято сохранялось в строжайшей тайне самими Зодчими.

Особенности Русских саженей.

    Русские сажени нужно считать как систему пропорционирования по Золотому сечению проекта и возведения объекта, вписываемого зодчим в Золотосечённые процессы Вселенной. Это процесс создание новой Космической связи будущего объекта с энергетическими потоками Вселенной.

    Русские сажени можно делить только на 2. Это отличие русских саженей от метрической системы мер. Растроение сажени, деление её на 3,5,6 и т.д. частей невозможно, ибо создаёт условия для появления между бесконечными процессами - конечных отрезков, омертвляющих процесс, и потому не пригодным для соизмерения с живым процессом.

    Последовательным делением каждой сажени на 2, получают отрезки саженей меньшей длины: сажень, полсажении, локоть, пядь, пясть, вершок.Образование только шести раздвоенных элементов одной сажении является третьей особенностью всего комплекса древних саженей.

    Существует внутренняя взаимосвязь каждого элемента сажени с элементами всех остальных саженей (уникальное арифметическое пропорционирование), по которому каждый член пропорции, являясь элементом большей сажени по диагонали, становится элементом другой сажени, другой пропорции по вертикали. Такая комбинаторика, подобна природным системам и обладает качественно иными свойствами, чем метричность. Она заключает в себе золотые пропорции а вместе с ними - соответствие соизмерительных инструментов природным структурам.

Матрица Золотого сечения

Обратите внимание: количественное значение каждого числового поля матрицы формируется числом-знаменателем п =2

    Способность русских саженей создавать и восстанавливать гармонический Резонанс колебаний частот человеческого организма, находящегося в помещении, с резонансом колебаний природных процессов Земли и Вселенной. Потому в объектах, построенных с применением русских саженей, люди чувствуют себя уютно, спокойно и расслабленно, как под воздействием благодати, лечащего фактора, и в то же время,в процессе жизниу них возрастала осознанность до уровня Вселенской.

    Старейший в древние времена слыл мудрейшим из людей, и потому был самым почитаемым. Такого явления, как старческий маразм, существующий в наши времена метрической системы измерения, в прошлом не существовало.

    Простота восстановления утраченныхединиц соизмерения. Существует множество простейших способов, один из которых изготовление сажени по росту мастера, находящегося в положении с вытянутой вверх рукой.

Проектирование зданий Русскими саженями

    Определение наружных габаритов

    Проектирование начинают с определения высоты здания, затем ширины и длины.

    Высота определяется по самой высокой точке дома, например конёк, а если в торце конька сооружён петух, - то по нему. Если рядом с домом сооружена башня, высота которой превышает высоту дома, то высота Творения определяется по самой верхней точке башни. Печная труба в расчёт не принимается.

    Для проектирования применяются разные сажени: для высоты одной, для ширины другой, а для длины - третьей. Каждая из них берётся из разных групп саженей. Во всех случаях для подсчитывания размеров применяется:

    при строительстве жилых домов только чётное число саженей;

    при строительстве храмов или часовен только нечётное число саженей.

    Это объясняется тем, что в целом храм или часовня вытянутее по сравнению с домом, за счёт купола и креста над ним.

    Если вы задумали спроектировать дом высотой 5,5 - 6 метров, то подбираете такую сажень, целое число которой, чётного её количества, даст вам расстояние, наиболее близко подходящее к выбранной вами высоте дома. В данном случае, наиболее близко к этой высоте дадут вам результат 4-х египетских саженей.

    Ширина дома. Следует иметь в виду, что объём формируется по наружним и выступающим элементам дома. В формируемый объём входят все пристройки: сенцы, крыльцо.

    Определение внутренних габаритов

    Проектирование внутренних частей дома осуществляется целым числом саженей, либо её элементами: полсажени, локоть, пядь, пясть или вершок.

    Объём внутри дома ограничен стенами. Стены дают возможность гасить волны друг друга, и тогда пульсацию перегородок можно не учитывать. Глаза и тело должны ощущать Золотые пропорции и потому надо одной и той же саженью, которой проектировали снаружи, проектировать и внутреннюю часть дома . Например, если мы проектировали ширину дома снаружи египетской саженью, а длинну - великой, то и внутренние части дома ширины и длины надо проектировать тоже этими саженями, или их элементами.

    Габариты здания

    Если мы определились с высотой, то ширина и длинна уже имеют какие-то обусловленные пропрционированием размеры. Не удивляйтесь, если не получается найти подходящих размеров саженей, в каком-то из случаев. Значит, Вы выбрали непропорционированный размер, и здание не будет отвечать Золотому сечению.

    Размеры внутри системы можно заранее определить.

    Параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром.

    Ассиметрия в здании

    При назначении габаритов помещениям, стенам, перегородкам, оконам и дверям и т.д. наряду с применением чётного (для домов), нечетного (для храмов, часовень) числа саженей или их элементов важно соблюсти пропорции и «скрыть» их внесением небольшой ассиметрии в проектируемые фигуры. Живое делается введением ассиметрии в проектируемые и создаваемые фигуры для придания ощущения движения. Эти ощущения и воспрозводят в человеке восприятие объекта как движущегося, живого.

    В жилых домах, элементы движения и ощущения живого, вводились по-разному, как Зодчий пожелает. Вот один из распространённых примеров. В домах старых построек, с применением русских саженей, при входе в дом, вы ощущаете перспективу и расширение пространства. Это достигалось сужением боковых стен в конце комнаты и некоторым поднятием уровня пола у дальней стены, по сравнению с его уровнем у порога при входе в комнату. Элементы ассиметрии воводилсь не более чем от 1,5 - 3% от «правильных», симметричных форм объекта, но этого было достаточно, чтобы «привести» его в «движение», и создать пространственное ощущение лёгкости и свободы. Таким образом, зодчий создавал условия, чтобы русские сажени, как иррациональные соизмерители, с дополняющей их ассиметрией , полностью исключали возможность возникновения в доме стоячих волн. Более того, пульсация конструкции дома, вписывалась бы своим резонансом в Золотосечённую частоту Планеты и Вселенной. С этой же целью вводились элементы ассиметрии и в конструкции самого дома, в крышу, в пристройки, в архитектурную композицию всех построек, и ландшафтного обустройства.

    Особенности пропорционирования земельных участков

Ещё не так давно по всей России замерялась земля не метром, а саженями. Существовал квадратный сажень, нечто большее, чем квадратный метр. Существовала десятна, равная 109 соткам, или 10900 квадратных метров. Есть сведения, что в десятине укладывалось 2400 квадратных саженей.

Исходя из этих сведений, узнаем размер квадратной сажени.

10900: 2400 =4,542 м2 (точнее 4,548 м2 ).

Следует иметь в виду, что длина и ширина земельного участка замеряется различными саженями. Исходя их этого, определим, какие сажени участвовали в образовании квадратного саженя. Для этого разделим квадратный сажень последовательно на все сажени, начиная с больших. Итак:

Таблица определения участия саженей в образовании квадратного саженя

Размер квадратного саженя

Наименование саженей

Размер сажени

Получение размера второй сажени

Наименование полученной второй сажени

Размер сажени

Городовая

Кладочная

Народная

Церковная

Греческая

Казённая

Как видим квадратный сажень можно измерять пятью разными парами саженей. Простая сажень участвует одна, но в образовании половины квадратного саженя.

Ширина, Длина:

Городовая, Кладочная;

Большая, Народная;

Великая, Церковная;

Греческая, Царская;

Казённая, Фараона

Полученный размер квадратного саженя и сама десятина обладают Золотосечённой, причём наиболее точной святостью, "сакральностью", для тех жителей Земли, которые её обрабатывают. Следует ожидать, что участки, размеренные квадратной саженью будут давать больший урожай, чем размеренные метром, ибо они формируют пространство объёма урожая. Примеры повышения урожая уже отмечены в поселениях Кировской и Красноярской областей.

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ САЖЕНЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Выдержки, взятые из следующих источников

    Сажени, находящиеся в одной группе (всего 5 групп по 3 сажени), друг другу негармоничны, и использовать их вместе нельзя. То есть при определении тройки высота-ширина-длина не допустимы даже 2 сажени из одной группы. Либо, если любой размер измеряется более чем одной саженью одновременно (например, высоты дома на склоне), также нужно брать сажени из разных групп.

    При разбивке объекта длина замеряется одной саженью, ширина — другой, высота — третьей, внутренняя планировка — четвертой. (Книга «Золото древней Руси», Глава «Понятие о живых фигурах»). При этом нельзя использовать сажени, стоящие в таблице рядом;

    В строениях круглых (шести-восьми-многогранных) - саженью меряется высота и диаметр окружности, в которую вписан многогранник.

    Погрешности и изменения размера до 1/32 (3%) по отношению к данному размеру или 1% от размера всего сооружения (Лекция 4, 18 мин) не имеют значения. Например, при длине дома 6 саженей царских 6х197,4см=1184,4см, выступающие части и погрешности в пределах 37 см

    Для определения размеров необходимо использовать одинаковые единицы соизмерения , например, если ширину помещений вы начали откладывать в локтях, то и длину необходимо также откладывать в локтях Внутренние перегородки к этому правилу не относятся, их можно брать любыми элементами. Например, размеры комнаты измерены в локтях, а перегородка берется в пястях. ;

    Сажени, используемые для определения внешних размеров здания, из дальнейшей работы желательно исключить (Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. Глава Таинство церковного зодчества). Для определения внутренних размеров помещений допускается (тем не менее) использовать те же сажени, которые применялись для определения внешних размеров здания;

    Для определения главных размеров здания нельзя использовать дробное количество саженей;

    Деление сажени или любого ее элемента (кроме вершка) на отрезки, не кратные 2, не допускается, ибо оно прерывает процесс, отображаемый саженями (Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. Глава Таинство церковного зодчества);

    Желательно, но не обязательно внутри также брать четное (для жилья), нечетное (церковное зодчество) количество элементов. ;

    Желательно при строительстве не делать жесткую симметрию.

    Детали образмеривания

    Так как объем дома формируют выступающие части, для определения размеров здания берутся максимально выходящие края (скаты крыш, башни, крыльцо), трубы не считаются, так как являются неосновным элементом дома;

    Все наружные размеры измеряются по выступающим частям: пристройка, ступени, козырёк, водосточная система, крест на храме, флюгер на крыше и т.д. - всё учитывается. Высота определяется по самой высокой точке дома, например конёк, а если в торце конька сооружён петух, - то по нему. Если к дому примыкает башня, высота которой превышает высоту дома, то высота Творения определяется по самой верхней точке башни. Дымоходы и вентиляционные трубы в расчёт не принимаются. Если цоколь более 20 см, то высота меряется 2-мя разными саженями: отдельно от цоколя и отдельно от земли. Если дом на склоне, то с обоих сторон высота меряется по разным саженям. Если перепад высот менее 3%-не обращать внимания. Внутренняя высота меряется от чистового пола до потолка. При наклонном потолке-до наивысшей точки.

    Длину ската крыши также лучше сделать по сажени. На изменения в расчетах она не влияет. Но при вылете свеса кровли более чем на 1/3 от высоты здания, ширину здания уже нужно мерить по ширине свесов, а также учитывать по сажени расстояние от свеса до земли (нулевой отметки здания, фундамента или цоколя). Если свесы крыши до 30 см, размер берётся по свесам крыши. Если более 30 см, используются 2 разные сажени - одной измеряются стены, второй полная ширина (длина) вместе со свесами.

    Внутренние высоты этажей и чердака делаются разными, но гармоничными друг другу саженями, могут совпадать с применёнными для наружных измерений. Если внутренних высот 3, например, 1-й, 2-й этажи и чердак, то проверка гармоничности проводится по вурфному соотношению: а-1-й этаж, b-2-й этаж, с-3-й этаж. W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с)=1.3-1.33 Проверка наружных размеров по вурфному соотношению не производится.

    Высота дома измеряется от поверхности земли, отмостка не считается (Лекция 4, 16 мин). Разница высот в сторонах дома при уклоне, меньше 20 см, не учитывается, если же она больше 20 см, то высота дома определяется по двум различным саженям ();

Наружные габариты

  1. По всем граням снаружи берётся:
  2. В жилищном строительстве четное целое количество саженей, т.е. кратно 2: 2 саж., 4 саж., 6 саж., 8 саж. и т.д. Например, высота - 2 сажени; ширина - 4 сажени, длина - 6 саженей.

    7 саж. , 9 саж., 11 саж. , 13 саж., … , 21 саж. , … и т.д.

    Также в церковном зодчестве применимы (обладают сакральностью) числа: 12 (1+2=3), 16 (1+6=7)

Внутренние габариты

    По всем граням внутри допустимо мерить дробными частями саженей, соответственно чётным или нечётным количеством:

    В жилищном строительстве: n четное *1.5саж.=3, 6, 9, 12, 15 саж.; n четное *2.5саж.=, 6 саж., 8 саж. и т.д. Например, высота - 2 сажени; ширина - 4 сажени, длина - 6 саженей.

    Для нежилого строительства допустимо вводить коэффициенты 1,5; 2; 2,5 к значению сажени, и измерять все оси соответственно полуторными, двойными, двух с половинными саженями, но этот метод.

    В церковном зодчестве 1 саж., 3 саж., 5 саж., 7 саж. , 9 саж., 11 саж. , 13 саж., и т.д.

    Внутри ширина и длина дома берутся четвертыми и пятыми саженями;

    При определении размеров помещений используют полсажени, локти, пяди, пясти и вершки;

    Окна, двери

    Вообще, абсолютно во всех не указанных выше вариантах нужно всё измерять в саженях, метром пользоваться только для удобства перенесения саженных размеров в реальность. Это касается дверей, окон, расстояний между окнами, толщины стен.

    Двери и окна по верху в пределах одного помещения должны быть на одном уровне (лекция 4, 27);

    Окна могут быть как симметричны, так и не симметричны;

    Окна первого этажа не должны быть равны окнам второго этажа (верное уравнение пропорционирования по высоте объектов);

    В доме должно быть хорошее естественное освещение храме это не нужно;

    Окна считаются в локтях с учетом простенка;

    Для проектирования нельзя использовать Египетскую сажень, также при строительстве жилых домов не применяется Городовая сажень, так как она равна двум Малым;

    При возведении нескольких этажей применяются сажени разной длины для каждого этажа (из разных групп «Всемера»).

Стать ближе к природе можно только вдали от шумного дыхания мегаполиса. Если хотите проникнуться умиротворением, а собственный дом в окружении прекрасного сада и леса — ваша давняя мечта, то самое время предпринять первые шаги. Чтобы здание было гармонично сложено и в нем всегда царила положительная энергетика, важно присмотреться к системе саженей. Этот древнерусский и позабытый многими способ возведения зданий, основанный на разуме и творческом расчете, способен воплотить настоящее произведение искусства. Если решитесь стать автором проекта будущего сооружения, способного вызывать душевный трепет и изливать гармонию, то советуем обратиться к мини-курсу «Поэтапный план создания проекта по саженям за 2 часа». Инженер-проектировщик Светлана Рябцева подробно описывает в нем расчеты проектирования дома для молодой семьи. Все подробности читайте в нашем материале.

Ключ к познанию истины
Сегодня экологическая ситуация на Земле выглядит удручающе. Практически во всех мегаполисах присутствуют серьезные проблемы с окружающей средой — загазованность воздуха, воды, мусор, гибнущие зеленые насаждения из-за загрязнения солью почвы и постоянной тени многоэтажных домов. Понятно, что следствием ухудшения экологической ситуации стало резкое ухудшение состояния здоровья, рост числа заболеваний населения и появление специфических болезней горожан, таких как ежегодные эпидемии и депрессии. Человечеству крайне необходимо обратить внимание на самочувствие родной планеты и на перспективы своего выживания на ней.

Один из путей выхода из негативной экологической ситуации — создание частных домов из натуральных материалов в сельской местности, на чистом воздухе, в окружении лесных массивов и садов. Проживание на даче и в деревне восстанавливает силы и здоровье человека. В сельской местности производятся здоровые натуральные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты.

Важнейшим средством восстановления и сохранения здоровья человека является такой элемент традиционной русской культуры, как строительство домов по саженям. Поскольку система саженей создана на базе человеческих пропорций и размеров, то в таком доме резонансная частота нашего тела будет совпадать с частотой длины саженей, что оказывает оздоровительный эффект на проживающих в нем людей.


Диаграмма пузырьков
Один из самых интересных методов создания проекта будущего дома описан в книге Янто Эванса «Дом из самана». Теория заключается в следующем: вы в общих чертах представляете пространства, которые хотите иметь в доме. Затем, представляя те самые пространства, нужно нарисовать набор пузырьков различных диаметров. Далее эти пузырьки необходимо вырезать и переставлять в разных конфигурациях до тех пор, пока не найдете самый удобный вариант. Склеив их все вместе, вы и получите план вашего будущего дома.

Приведем несколько выдержек из книги Я. Эванса:
«Место для готовки? Что ж, стоя возле воображаемого кругового кухонного уголка, вытяните руки. Вы ведь не сможете с легкостью дотянуться куда-либо дальше, чем этот размах, поэтому кухня на этом и заканчивается. Мой рост — 1,68 см, и я могу вытянуть руки на 1,70 см, поэтому кухня будет площадью 1,73 см. Не перемещаясь, можно дотянуться до холодильника, печки, раковины, тарелок, кастрюль, еды, кладовки и кухонного стола».

«Когда вы проектируете свой дом, вы подготавливаете сцену для пространства вашей собственной домашней жизни. Описывая то, каким вы хотите видеть свой дом, используйте глаголы вместо существительных, чтобы максимально точно описать, какой деятельностью вы хотите заниматься в том или ином месте. Каждое пространство должно соответствовать своему особому предназначению, быть подходящего размера, формы, настроения, запаха и звука. Не думайте о спальне, кухне, ванной. Скажите себе: спать, купаться, готовить еду, есть. Глаголы помогут вам не забыть, что вам нужна не коробка, а место, чтобы лелеять то, что вы делаете…».

«…По мере описания как внутренних, так и внешних помещений (пристроенных или отдельных от дома) подумайте о том, что должно быть рядом с чем. Обычно довольно разумно расположить ванную рядом со спальней, а прачечную — рядом с кладовкой. Столовая должна быть рядом с кухней, иногда мы перекусываем во время приготовления пищи или прямо из холодильника. Представьте себе столовую в пределах досягаемости кухни…» и так далее.

«Если вы уже представили сцены своей домашней жизни, то пришло время отрепетировать их. Используйте свое тело реалистично, чтобы увидеть, сколько места вам нужно, какой высоты должны быть помещения. Спланируйте дом так, чтобы он помог вам быть счастливыми постоянно». Словом, создайте образ, как на рисунке 1.

Мечта на бумаге
Предположим, что требуется построить дом для молодой пары. Определены зоны: спальня, кухня, санузел, комната для гостей, кладовка. В качестве материала выберем дерево, сруб из оцилиндрованного бревна. Предполагаемые размеры сруба — 5х6 м. Бревна — толщиной 25 см. Спальня, кухня и кладовка располагаются на первом этаже. Комнатой для гостей будет мансарда. Исходя из этих условий, произведем расчеты. Основаны они на таблице саженей, предложенной российским исследователем А.Ф. Черняевым (см. таблицу 1).

Необходимо сначала определить величину дома (в метрах) и только потом приступать к выбору размеров в саженях. Чтобы здание было гармоничным, требуется, чтобы его внутренние и внешние размеры были спроектированы по саженям. Внутренние размеры должны быть определены в связанных с разными саженями мерах: в полусаженях, локтях, пядях, пястях. Их должно быть четное количество — 2 полусажени, 4 пяди и т.д. Внешние габариты дома с крыльцом и свесами крыши должны вписываться в четное количество саженей.


Расчет внутренних размеров дома по саженям

Определим размеры комнаты (см. рисунок 2), не принимая в расчет внутренние перегородки. Выбор саженей начинается с высоты. Задать ее можно в 8 больших пядей, что составит 2,585 м. Соответственно, по таблице, ширина — 32 египетских пяди (6,652 м). Длина — 6,048 м, что составит 32 простые пяди. Данные сажени, как видим, входят в группы №5 (первая), №1 (вторая) и №3 (третья).

Проведем аналогичные расчеты для окон и дверей. Пусть высота окна будет два больших локтя — 1,293 м, а ширина — два церковных локтя — 0,932 м. Высота двери — 4 царских локтя — 1,974 м, ширина — 2 кладочных локтя. По пядям можно рассчитать отступы дверей и окон от пола и стен. Высота фундамента до 40 см не учитывается, но допустим, что она составит 80 см.


Расчет внешних габаритов дома по саженям

Высота дома сложится из высоты фундамента, толщины перекрытий пола и потолка, высоты стен в комнате, толщины крыши в коньке. Размеры труб от вентиляции и печи, флюгеров не учитываются.

В итоге мы получаем следующее:
0,8м + 0,5м + 0,5м + 2,585м + 3,659 м + 0,5 = 8,544 м = 6 саженей малых.

Ширина дома складывается из ширины двух свесов крыши, толщины двух стен, внутренней ширины дома:
0,5м х 2 + 0,25м х 2 + 6,048 м = 7,456 = 4 церковные сажени.

Длина дома состоит из ширины двух свесов крыши, толщины двух стен, внутренней длины дома и длины выступа крыльца:
0,5м х2 + 0,25м х 2 + 6,652 м +1,608 м = 9,760 = 4 великих сажени.

В результате расчетов получены следующие сажени: малая из группы №2 (третья), церковная из группы №3 (вторая), великая из группы №4 (первая).

Все полученные значения можно округлять с точностью до 3%. Например, вместо 6,048 м можно взять 6 м.

Анализ проведенных расчетов
Найдем соотношение саженей, определим коэффициенты:
6,652:2,585=2,57
6,048:2,585=2,34
6,652:6,048=1,09
9,76:8,544=1,14
8,544:7,456 =1,13
9,76:7,456=1,31

Очевидно, что полученные коэффициенты совпадают с коэффициентами гармонии по золотому сечению с погрешностью менее 3%. 2,618 — коэффициент золотого сечения в квадрате; 2,33 — двойное золото (корень из пяти минус один), 1,118 — функция Жолтовского, выведенная Жолтовским на основе пропорции золотого сечения (корень из пяти пополам), 1,171 — коэффициент Хеси-Ра (квадрат коэффициента золотого сечения, деленного на корень из пяти), 1,309 — вурфный коэффициент (коэффициент золотого сечения в квадрате пополам).

В заключение надо отметить, что метод расчета сооружений по саженям (в отличие от фэншуй и васту-шастра) прост и доступен. В результате получается «живой» дом, гармоничный человеку.

Правила применения саженей при проектировании

1. Проектирование дома начинают с определения высоты, затем ширины, а потом длины;

2. Высота дома измеряется от поверхности земли, отмостка не считается. Разница высот в сторонах дома при уклоне, меньше 20 см, не учитывается, если же она больше 20 см, то высота дома определяется по двум различным саженям;

3. При разбивке объекта длина замеряется одной саженью, ширина - другой, высота - третьей, внутренняя планировка - четвертой. (Книга «Золото древней Руси», Глава «Понятие о живых фигурах»). При этом нельзя использовать сажени, стоящие в таблице рядом ();

4. Для определения главных размеров здания нельзя использовать дробное количество саженей ();

5. Так как объем дома формируют выступающие части, для определения размеров здания берутся максимально выходящие края (скаты крыш, башни, крыльцо), трубы не считаются, так как являются неосновным элементом дома;

6. Ошибки по осям при разбивке саженями не должны превышать вершка малой сажени или 1% от размера сооружения;

7. Желательно, чтобы количество откладываемых саженей было кратно 2 (Высота 2 сажени; Ширина 4 сажени, Длина 6 саженей);

8. Сажени, используемые для определения внешних размеров здания, из дальнейшей работы исключаются ();

9. Внутри ширина и длина дома берутся четвертыми и пятыми саженями;

10. Применяемые сажени определяют толщину стен;

11. При определении размеров помещений используют полсажени, локти, пяди, пясти и вершки;

12. Деление сажени или любого ее элемента (кроме вершка) на отрезки, не кратные 2, не допускается, ибо оно прерывает процесс, отображаемый саженями ();

13. Для определения внутренних размеров помещений можно использовать те же сажени, которые применялись для определения внешних размеров здания;

14. Для определения размеров помещений необходимо использовать одинаковые единицы соизмерения, например, если ширину вы начали откладывать в локтях, то и длину необходимо также откладывать в локтях, Внутренние перегородки к этому правилу не относятся, их можно брать любыми элементами. Например, размеры комнаты измерены в локтях, а перегородка берется в пястях;

15. Желательно, но не обязательно внутри также брать четное количество элементов;

16. Желательно при строительстве не делать жесткую симметрию;

17. Желательно, чтобы высота окон была примерно равна высоте дверей

18. Окна могут быть как симметричны, так и не симметричны;

19. Окна первого этажа не должны быть равны окнам второго этажа (вурфное уравнение пропорционирования по высоте объектов;

20. В доме должно быть хорошее естественное освещение;

21. Окна считаются в локтях с учетом простенка;

22. Для проектирования нельзя использовать Египетскую сажень, также при строительстве жилых домов не применяется Городовая сажень, так как она равна двум Малым;

23. При возведении нескольких этажей применяются сажени разной длины для каждого этажа (из разных групп «Всемера»).

Перечень используемых материалов:

1. Видиолекции А.Ф. Черняева
Лекция №4

Обращение к древнерусским традициям:

возводим «живой» дом

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как здравствует ваша душа в доисторических сооружениях? А как гармонично сложены эти культовые здания? Они притягиваютнаши взоры, и в них всегда хочется мыслить… Дело в том, что в далеком прошлом древних зодчих волновал вопрос единства мира и души человеческой. Воссоединиться эти две категории могут как на лоне природы, так и в жилище человека. Только создано оно должнобыть согласно особой человеческой мере — саженям. По этому закону и возводили здания, которые до сей поры стоят, нетронутые временем, сохранив при этом свою энергетику. Как построить дом по древнерусским саженям, мы расскажем в нашем материале.

Откуда есть пошла сажень

Задавались ли вы вопросом о том, какие правила определяют целостность нашего мироздания? Если брать более широкие масштабы и взглянуть на расстояние от космоса до микромира, то можно увидеть определенные геометрические закономерности, которые соответствуют правилу золотого сечения. Так, обращение соседних планет вокруг Солнцагармонично «золотому» числу — 1,618.Такое соотношениеможно найти и в структуре растений, птиц, животных, человека. Немало примеров также в искусстве, науке и технике. Все это служит доказательством вездесущности золотой (или божественной) пропорции, которая является высшим проявлением структурного и функционального единства.

Но есть ли взаимосвязь между саженями и золотым сечением? Оказывается, есть. А доказал это видный архитектор А. А. Пилецкий, который объединил 12 древних саженей (см. таблицу 1). Получены они были методом усреднения многих образцов измерительных инструментов. Взаимосвязь саженей заключается в том, что их кратность равна золотому числу (1,618) и его производным. Если мы поделим греческую сажень на малую, то получим: 230,4/142,4≈1,618. Несмотря на каноническое единство этой системы, древние зодчие не занимались математическими расчетами и не вычисляли золотых пропорций. Академик Анатолий Федорович Черняев в своей книге «Золотые сажени Древней Руси» объяснил, что необходимости в этом особой не было: «Имея «Всемер», он (зодчий, - прим. ред.) выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону —можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект».

Кратко охарактеризуем особенности системы саженей, предложенной Черняевым (см. таблицу 2). Во-первых, для измерения отрезков, меньших, чем сажени, последние последовательно делятся на два. Например, половина народной сажени — народная полусажень —88 см, четверть сажени — народный локоть — 44 см, одна восьмая народной сажени или половина локтя — 22 см и так далее (деление, единое для всех саженей). Немаловажный момент: ни одно сооружение в Древней Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При измерениях длины объектов использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка проводилась четвертой саженью и т.п. Эта система и легла в основу современного строительства домов по саженям.

«Неживой» эталон

Использование же стандартной величины измерения — метра — не может справиться с теми задачами, которые так легко решают сажени. Об этом, в частности, говорил Анатолий Федорович Черняев: «Наши математики исходят из того, что длина, ширина и высота являются одинаковыми. А система саженей создавалась для соизмерений. То есть у древних зодчих метр в длину не равнялся метру в высоту и метру в ширину. Если мы будем придерживаться этого правила — сохраним это неравенство, то получим пропорции сооружения, которые будут соразмерны пропорциям Земли. Скажем, возведенный храм становится гармоничен с Планетой. А если использовать обычный метр, то наше сооружение будет с нею негармонично».

По словам г-на Черняева, в старых помещениях отсутствовала строгая параллельность. Всюду были живительные углы наклона. Весь настрой исходил от стен, которые возводили по тройным саженям. В таком помещении не было негативно-скрытой — стоячей волны, которая забирала из человека энергию. Появиться эта волна может только в параллельных и симметричных помещениях. В сооружениях, возводимых по древнерусским саженям, таких четких границ нет. Поэтому сама конструкция помещения настраивала человека на благоприятный резонанс.

О минусах современного жилья рассказала профессиональный архитектор Марина Макарова:

— Судите сами: габарит персонального пространства для нормального человека — удвоенные размах рук (2х1,76=3,52), высота поднятой руки (2x2,176=4,352), удвоенная пара шагов (2х1,345=2,69). Персональное пространство не должно быть заполнено ничем и никем, кроме самого «хозяина». Большинство жилых «ячеек» этому условию не удовлетворяет.

Но куда важнее тот фактор, что здания, построенные без учета гармонии, концентрируют энергию, неблагоприятную для человека. Механизм действия примерно таков: раздраженный или расстроенный человек приходит в свою «ячейку» и «сбрасывает» негативные эмоции на домочадцев. Конструкции здания, возведенные без учета гармонического построения, откликаются на этот тип эмоций.

— При совпадении частоты колебаний может произойти наращивание колебания, которое распространяется по всем конструкциям и вот уже у соседей слышна легкая перепалка, подпитывающая негативный фон всего здания. В гармоничном доме распространение получают только положительные эмоции, так как саженый размер совпадает именно с той частотой волн, которая приятна нашему уху, а значит, и распространяться будут благоприятные нам колебания. Все прочее просто затухнет. Видимо, в этом причина эффекта «благости» и успокоения, которое мы испытываем, попадая в старые сооружения — жилые и специальные, — заключила Марина Макарова.

Изменяя облик пространства

Создание гармоничной среды для проживания невозможно без пропорционирования частей сооружений, которые соответствуют пропорциям природы и человека. Если было принято решение строить дом самостоятельно, то при всех имеющихся знаниях о системе саженей зодчим вы все равно стать не сможете. Так как архитектурных знаний никто не отменял, отмечает Марина Макарова. При строительстве традиционного дома процесс предельно прост. Поскольку схема построения плана отшлифована многими поколениями и предусматривает решение многих жизненно важных вопросов — от сохранения тепла до организации потоков жизненных энергий. Но если задуман индивидуальный дом, то будущему хозяину придется решить множество больших и малых задач.

Доверить строительство индивидуального дома можно мастеру. Однако не исключен тот вариант, в котором вы сами можете выступить автором и строителем вашего сооружения. Первое, с чего следует начать, — разобраться с географическим положением здания. Светлана Рябцева, инженер-проектировщик, ученица А.Ф.Черняева, поделилась своим видением:

— Умеющий рассуждать человек способен создать дом — уникальное дизайнерское творение, отражающее гармонию Вселенной в уюте человеческого жилища. Дому, как и человеку на отдыхе, удобно расположиться не на вершине горы, а на пригорке, лучше в ложбинке, чтобы ветер не дул в дверь, чтобы места пребывания освещались солнцем, особенно когда это необходимо для работы. Окна спальни, где свет не так важен, удобно расположить выходом на север.

— После того как было выбрано месторасположение будущего сооружения, хозяин и хозяйка составляют эскиз проекта своего дома и выбирают основные три сажени, по которым в дальнейшем определят ширину, длину и высоту строения. При построении здания лучше всего использовать четное количество саженей без добавления полусаженей и др. Определить личные размеры хозяина довольно просто. Например, рост хозяина равен 181 см. Используем народную сажень (176 см) — это сажень среднего роста человека. Делим величину роста, то есть 181 на 176, и получаем 1,028. Последовательно перемножая саженый ряд (16 саженей по А.Ф. Черняеву) на 1,028, получаем личные сажени для хозяина ростом 181. А из этих 16 и выбираем 3 сажени для возведения объема здания (длины, ширины, высоты).

Выбор саженей может проходить по различным вариантам. Но основным критерием при определении нужных размеров выступают чувства, которые возникают у человека. Если хозяину нравится то, что он делает, — значит, это правильно. Если было принято решение доверить работу мастеру, то хозяин и хозяйка рисуют проект дома или находят понравившийся проект дома в интернете. Все остальные заботы ложатся на плечи мастера, который и приводит данный проект в саженый вид с учетом требований и желаний хозяев.

Гармония в черте города

Вернемся в шумный мегаполис. Сегодня мы наблюдаем, как градостроительное настоящее не стоит на месте: города растут не столько вширь, а ввысь. Только компактныестеклянные башни никак не соотносятся с древними постройками, в которых особое место занимает коэффициент гармонии. Архитекторы того времени могли помнить о саженях и «золотых пропорциях», выражая результат в метрах. Если постройки XIX — начала XX века еще хранят следы гуманного проектирования и строительства, то постройки второй половины XX века такими качествами не обладают, констатирует Марина Макарова.

Но гармонизировать типовую квартиру все-таки можно. Рассказала об этом Светлана Рябцева:

— Для этого надо рассчитать правильные варианты сочетания длины, ширины и высоты в разных саженях. Высота корректируется с помощью подвесных потолков, а длину и ширину можно изменить, сделав встроенную мебель нужной величины. Положительно влияют на энергетику человека и ассиметричные узоры на стенах, выполненные по саженям.

Проведем эксперимент. Условно обозначим параметры выбранной нами комнаты: высота — 2,5 м, ширина — 2 м, длина — 4 м. Соотнесем эти значения с таблицей А. Ф. Черняева и рассчитаем размеры комнаты по частям саженей. Если высота комнаты составляет 2,5 м, то можно выбрать гармоничную высоту 2,44 — 4 локтя великой сажени. Для ширины, равной 2 м, выберем 1,97 — 4 локтя царской сажени, для длины 4 м — 3,194 — 4 кладочных локтя. Проверим соотношение: 2,44/1,97=1,238 — 1,236 двойное золото (функция от 1,618), 3,194/1,97=1,621 — 1,618 (коэффициент золотого сечения с допустимой погрешностью 3%). Заказываем встроенный шкаф глубиной 80 см или 2 по 40 см с двух сторон, и комната по саженям готова.

— Человеку будет комфортнее в квартире, обустроенной по саженям, хотя она все равно не заменит своего отдельного полноценного гармоничного дома, — продолжает рассуждать Светлана Рябцева. — Само же жилое типовое здание можно сравнить с расстроенным оркестром или музыкальным инструментом — если одна часть (квартира) звучит в резонанс планете, то услышат ли ее в общей сумятице звуков этого здания?

Возможно, что ответы на этот вопрос могут быть разными. Разным может быть и отношение к жизни. Так как стремление сделать свое пребывание на этой земле соотносится с индивидуальным выбором каждого.

Таблица 1.Набор из 12 древних саженей по А. А. Пилецкому (в см)

сажень городовая

сажень без названия

сажень великая

греческая

казенная

церковная

народная

кладочная

без названия

Таблица 2. Набор саженей по А. Ф. Черняеву (в см)

Название сажени

полсажени

Кладочная

Египетская

Черняева

Народная

Церковная

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кирпичная печь для бани: проекты и порядовка
Фундамент на сваях своими руками: обзор и пошаговая инструкция
Проектирование дома по саженям